С 1 января 2015 года в России планируется ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.
Новый порядок разработан Правительством РФ в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 года №2524-р.
Перед разработчиками новой пенсионной формулы были поставлены следующие условия:
• гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения граждан;
• создать необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;
• сохранить приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет;
• обеспечить минимальные гарантии пенсионного обеспечения гражданина на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
• обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате;
• повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.
Необходимость перехода к новой пенсионной формуле
Сегодня размер трудовой пенсии по старости в первую очередь зависит от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в систему обязательного пенсионного страхования. По действующей сегодня пенсионной формуле трудовой стаж практически не имеет влияния на размер пенсии.
Действующий порядок расчета трудовых пенсий по старости несправедлив к самой экономически активной категории населения, к тем, кто собирается долго вести активную трудовую жизнь. Уравнительный принцип расчета пенсий приводит к тому, что трудовые пенсии граждан, имеющих незначительный стаж, примерно равны пенсиям граждан, имеющих длительный страховой стаж.
Новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий планируется к введению с 2015 года. Он позволит обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии. Важно, что при этом будет сохранен приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и федеральный бюджет, а также созданы необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы.
Главные параметры, которые будут влиять на расчет пенсии в соответствии с новым порядком
На размер пенсии в первую очередь будет влиять:
– размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия. Если работодатель не делал взносы за своего работника в систему обязательного пенсионного страхования в полном объеме (речь идет о серой заработной плате), этот заработок в формировании пенсионного капитала не участвует;
– длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;
– возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией.
В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти так называемые «нестраховые периоды» присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.
Пенсионный возраст повышаться не будет
Пенсионный возраст повышаться не будет. Этот вопрос даже не обсуждается. Общеустановленный пенсионный возраст остается прежним: 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин.
При этом создаются значительные стимулы для более позднего выхода на пенсию. По новым правилам обращаться за назначением пенсии позже общеустановленного пенсионного возраста будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за назначением пенсии ее страховая часть и фиксированная выплата будут увеличиваться на соответствующие коэффициенты.
Накопительная пенсия также увеличится, поскольку снизится ожидаемый период выплаты, на который для расчета накопительной части пенсии делится сумма пенсионных накоплений.
Новый порядок в полной мере коснется тех, кто только начинает свою трудовую деятельность
Новый порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии будет применяться к тем, кому только предстоит выйти на пенсию в 2015 году и далее.
Для нынешних пенсионеров и тех граждан, которым трудовая пенсия будет назначена до 1 января 2015 года, будет произведена конвертация в индивидуальные пенсионные коэффициенты – нового инструмента учета пенсионных прав гражданина. Однако при переходе на новый порядок расчета размер пенсии не снизится.
Конвертацию будет проводить Пенсионный фонд России. Конвертация будет проводиться в беззаявительном порядке. Обращаться в ПФР для этого гражданам не нужно!
База персонифицированного учета ПФР содержит все необходимые сведения о расчетном пенсионном капитале, стаже и заработной плате каждого участника системы обязательного пенсионного страхования, чтобы пересчитать его уже сформированные пенсионные права в пенсионные коэффициенты.
Пенсионные права по новой пенсионной формуле в полном объеме будут формироваться у граждан, которые в 2015 году вступят в трудовую жизнь. При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до 2015 года, фиксируются, сохраняются и гарантированно будут исполняться!
Структура трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий
Трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформируется в страховую пенсию и накопительную пенсию.
К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер в 2013 году – 3 610,31 руб.).
Исчисление размера накопительной пенсии будет производиться путем деления суммы пенсионных накоплений на статистическую величину – ожидаемый период выплаты, определяемый федеральным законом.
Новый порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии будет распространяться на все виды трудовых пенсий – по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Основания (условия) для назначения страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца меняться не будут. Для назначения этих видов страховой пенсии достаточно иметь трудовой страховой стаж хотя бы 1 день.
Новая пенсионная формула не будет применяться к назначению пенсий по государственному пенсионному обеспечению (социальных пенсий, за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) – она предназначения исключительно для назначения пенсий гражданам, имеющим трудовой стаж.
Для граждан, имеющих трудовой стаж: инвалидов I группы, граждан достигших 80-летнего возраста, граждан работавших или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсия будет назначаться в повышенном размере за счёт увеличенного размера фиксированной выплаты, либо применения «северных» коэффициентов.
Пенсионный коэффициент
Годовой пенсионный коэффициент – это параметр, которым будет оцениваться каждый год трудовой деятельности гражданина. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению суммы уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по тарифу 10% или 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженное на 10.
Чем выше зарплата, тем выше и значение годового пенсионного коэффициента!
Годовой пенсионный коэффициент при равной зарплате всегда будет выше у гражданина, который отказался от формирования пенсионных накоплений.
При расчете годового ПК учитывается только официальная зарплата до вычета налога на доходы физических лиц (13%).
Стоимость пенсионного коэффициента ежегодно определяет Правительство Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Обратите внимание, что по новым правилам выходить на пенсию позже будет выгодно! За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты, но не более 10 лет.
Например, если вы обратитесь за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия – на 45%; если - 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, страховая часть - в 2,32 раза.
Пенсионные накопления. Выбор тарифа
Тариф, по которому работодатели уплачивают страховые взносы в систему ОПС, - 22% от фонда оплаты труда работника (максимальный уровень взносооблагаемой зарплаты ежегодно определяется федеральным законом). 6% тарифа страховых взносов с систему ОПС идет на финансирование фиксированной выплаты, а 16% является индивидуальным тарифом, уплаченные взносы по которому могут идти по выбору гражданина либо полностью направляться на формирования пенсионных прав в страховой части пенсии, либо 6% может направляться на формирование пенсионных накоплений гражданина, а 10% на формирование пенсионных прав в страховой части пенсии.
Порядок назначения и выплаты средств пенсионных накоплений не меняется. Для расчета накопительной пенсии сумма пенсионных накоплений делится на ожидаемой период выплаты накопительной части трудовой пенсии. Период ожидаемой выплаты пенсии устанавливается Федеральным законом. Сохранится и порядок выплаты средств пенсионных накоплений (единовременная выплата, срочная пенсионная выплата, выплата накопительной части трудовой пенсии).
Гражданам, родившимся в 1967 году и позже и зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, в 2014 и 2015 годах предоставляется возможность выбора варианта пенсионного обеспечения (тарифа страхового взноса): либо оставить 6%, как сегодня, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой пенсии.
Если гражданин отказывается от формирования пенсионных накоплений, страховые взносы работодателя в Пенсионный фонд России – в размере индивидуального тарифа 16% – начиная с 2015 года будут направляться на формирование страховой пенсии.
Принятыми федеральными законами также установлено, что в 2014 году все страховые взносы граждан будут направляться на формирование страховой пенсии (т.е. тариф страховых взносов на накопительную пенсию будет составлять 0%). Это решение принято на период санации НПФ и создания механизма гарантирования сохранности пенсионных накоплений.
Важно отметить, что се ранее сформированные пенсионные накопления в системе ОПС, включая инвестиционный доход от их инвестирования, взносы в рамках программы софинансирования и суммы софинансирования государства, будут продолжать инвестироваться ПФР и НПФами и будут выплачены гражданам при их выходе на пенсию.
Какой вариант выгоднее – решает сам гражданин. При принятии решения о выборе в первую очередь важно помнить, что страховая пенсия гарантированно увеличивается за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции. В то время как накопительная пенсия – это пенсионные накопления, которые передаются из ПФР в управление негосударственному пенсионному фонду или управляющей компании и инвестируются ими на финансовом рынке.
Накопительная часть не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, то есть могут быть и убытки. В случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсии.
Соответствующий выбор гражданин должен сделать в 2014-2015 гг.
Условия для получения права на трудовую пенсию
C 2024 года минимальный страховой стаж для получения трудовой пенсии по старости достигнет 15 лет. При этом в 2015 году он будет составлять 6 лет и ежегодно будет увеличиваться на один год. Важно отметить, что в большинстве стран минимальный стаж, дающий право на трудовую пенсию, превышает 20 лет.
Те, у кого к 2024 году страховой стаж будет менее 15 лет, будут иметь право обратиться в ПФР за социальной пенсией, но в возрасте 60 лет (женщины) и 65 лет (мужчины), в то время как право на трудовую пенсию возникает в 55 и 60 лет соответственно.
Второе условие для назначения трудовой пенсии по достижении пенсионного возраста – это необходимость сформировать пенсионные права в объеме 30 пенсионных коэффициентов.
Если гражданин признан в установленном порядке инвалидом, то ему сразу же назначается пенсия – страховая (если у него есть хоть один день трудового (страхового) стажа) или социальная (если стажа нет вообще).
Справочно: В настоящее время средний стаж, с которым человек выходит на пенсию, составляет 34 года. Тем самым условие по 15-летнему стажу выполнимо. При этом необходимо учитывать, что в страховой стаж включаются не только периоды работы, но и так называемые нестраховые периоды, связанные с выполнением определенной общественно-полезной социально-значимой деятельности. Их всего восемь. К примеру, срочная воинская служба, безработица, уход за инвалидом или престарелым, детьми-инвалидами, временная нетрудоспособность, уход за детьми и др. Что касается условия по наличию 30 пенсионных коэффициентов, то данная мера призвана легализовать рынок труда и обратить внимание граждан на важность «белой» заработной платы с целью формирования пенсионных прав, стимулировать их к законной занятости, выходу «из тени».